Электронная почта - это технология и предоставляемые ею услуги по пересылке и получению электронных сообщений, которые распределяются в компьютерной сети.
Обычно электронный почтовый ящик выглядит следующим образом: имя пользователя @имя домена. Также кроме передачи простого текста, имеется возможность передавать файлы.
В первую очередь необходимо выбрать правильный сервис электронной почты. Рекомендуется использовать бесплатные почтовые сервисы, которые представлены на рынке достаточно долгое время и соответствуют следующим условиям:
На следующем этапе необходимо правильно выбрать адрес электронной почты - почтовый адрес должен быть удобен в произнесении и понятен.
В названии своего ящика можно использовать реальные имя и фамилию, что позволит облегчить связь с пользователем, однако в названии почты не стоит употреблять посторонние слова, т.к. это может скомпрометировать пользователя. Например, если пользователя зовут Екатерина Иванова, то ее почтовый ящик следует назвать KateIvanova или EkaterinaIvanova, если такие почтовые ящики уже существуют, то следует добавить год рождения или две последние цифры (KateIvanova76 или EkaterinaIvanova1976). Неправильным примером может стать электронная почта с названием «Kotenok1976».
Вместе с тем специалисты рекомендуют:
Не указывать в личной почте личную информацию, например, лучше выбрать "музыкальный_фанат@" или "рок2013" вместо "Коля2012"
Использовать несколько почтовых ящиков: первый для частной переписки с адресатами, к которым имеется доверие, и второй для регистрации на форумах и сайтах.
Не рекомендуется использовать для регистрации на важных сайтах сервисы, предоставляющие адрес электронной почты на время, поскольку в дальнейшем восстановить доступ к такой почте будет невозможно.
После получения адреса электронной почты можно пройти регистрацию в социальных сетях.
Первоначально социальные сети были созданы для упрощения общения между людьми. В них можно делится своими мыслями, идеями, заводить новые знакомства и поддерживать общение со старыми друзьями.
Теперь страничка в социальных сетях – это не только виртуальное Я человека, но и инструмент формирования имиджа пользователя, поэтому так необходимо внимательно относиться к тому, как она выглядит.
Чтобы обезопасить себя в социальных сетях, пользователю нужно придерживаться различных правил.
Перед регистрацией в социальных сетях необходимо ознакомиться с политикой конфиденциальности, условиями использования и безопасности, а также другими условиями, поскольку данному ресурсу будут предоставлены не только персональные данные, но и, скорее всего, через него будут осуществляться покупки.
При регистрации необходимо указание реальных имени и фамилии, поскольку в случае утери доступа к аккаунту паспортные данные пользователя смогут стать подтверждением факта принадлежности аккаунта. При публикации аватара необходимо помнить, что использование для этой цели чужой фотографии может привести к блокировке аккаунта со стороны администрации.
При регистрации в новой социальной сети или сервисе обычно запрашивается возможность поиска друзей или коллег по электронной почте, которые уже зарегистрированы на сайте или сервисе. Рекомендуется не раскрывать адреса электронной почты друзей и знакомых, поскольку, используя полученные данные, сайты или сервисы смогут рассылать электронные сообщения от имени пользователя всем пользователям из списка контактов.
При работе в социальной сети в первую очередь необходимо ограничить список друзей. В друзьях любого пользователя не должно быть случайных и незнакомых людей. Мошенники могут создавать фальшивые профили, чтобы получить от пользователя или его друзей информацию.
Публикуя информацию, необходимо помнить о цифровой репутации и не размещать информацию личного характера, которая может быть использована против пользователя: пароли, телефон, адрес, и другую личную информацию, которая позволяет узнать окружение, интересы и виды активности пользователя. Стоит заполнять только обязательные пункты раздела «о себе», которые помечены звездочкой.
В частности, именно через социальные сети злоумышленники ищут данные, которые используются в качестве секретного слова или пароля.
Особенно необходимо обратить внимание на настройки геолокации. Собрав информацию о перемещениях пользователя и его частых местах пребывания, злоумышленники смогут спланировать любое преступление. Кроме этого, лучше избегать размещения фотографий в Интернете, где по местности можно определить местоположение, кроме публичных и туристических мест.
Не стоит афишировать свое финансовое благосостояние: информация о приобретении машины, квартиры и путешествии может послужить мотивацией для грабителей. Примером данной ситуации служит история, когда злоумышленники ограбили квартиру во время отпуска ее хозяев, узнав о планируемом отпуске и его сроках из аккаунта сына в социальной сети.
Данное правило также распространяется на всю публикуемую на странице информацию, в том числе на репосты из публичных страниц либо со страниц своих друзей, добавленные видео и фотографии и список групп и страниц, на которые подписан пользователь.
Таким образом, перед публикацией необходимо проводить внутреннюю модерацию, оценивая уровень уверенности, безопасности и адекватности публикуемой информации.
В этой связи особую актуальность приобретает установка настроек приватности, которые рекомендуется установить на максимальном уровне, предоставив возможность доступа к информации, публикуемой на аккаунте, только друзьям. Рекомендуется также разграничить информацию, которую могут увидеть друзья, коллеги или одноклассники, родители, коллеги, педагоги и другие лица, что позволит не смешивать среди ваших друзей работу/учебу и отдых, а некоторые лица не должны знать все.
Получая от своего друга странное или подозрительное сообщение, нельзя быть уверенным в том, что его аккаунт не был взломан. Также необходимо относиться с осторожностью к приглашениям зарегистрироваться в той или иной социальной сети, вступить в какое-либо сообщество, скачать файл, проверяя ведет ли присланная ссылка на безопасный сайт или страницу. Рекомендуется оперативно связаться с отправителем альтернативным способом, например, по телефону, чтобы убедиться в том, что именно этот человек отправил вам данное сообщение.
Многие социальные сервисы предоставляют возможность использования внутри социальной сети различные приложения, в том числе игры, а авторизацию через социальную сеть использовать при посещении других сайтов. Перед использованием такой функции необходимо удостовериться в безопасности данного приложения или сайта, поскольку через данный канал злоумышленникам могут перейти различные личные данные.
Особая категория аккаунтов в социальных сетях – это фейки. Фейки - это поддельные страницы реальных людей с идентичными фотографиями и данными. Чаще всего фейковые страницы создают под профайлы известных людей. Как отличить фейк от оригинала?
Фотографии, «вырванные» из других социальных сетей или поисковых сервисов. Многие социальные сети помечают закаченные фотографии своим логотипом либо уменьшают качество фотографии.
Пустой профайл, на котором не указана подробная личная информация.
В общении с другими людьми обладатель фейковой страницы обычно пишет общими фразами, никогда не указывает детали.
От фейковых страниц приходит много спама, так как многие мошенники создают такие странички для накрутки голосов или приглашения людей на свои сайты или группы.
Если указана школа/университет и год окончания, то проверьте, есть ли в друзьях у данного аккаунта пользователи, указавшие данную школу или вуз. Зачастую фейковые аккаунты создают и раскручивают аккаунт в короткие сроки, а фотографии загружают в одно время.
В конце отметим, что необходимо помнить, что быть и казаться – разные понятия. То, что демонстрируется в социальных сетях, не всегда соответствует реальности.
Вместе с социальными сетями многие пользователи используют различные мессенджеры для общения, однако в большинстве мессенджеров можно не только обмениваться текстовыми и фото сообщениями, но и звонить, подписываться на информационные каналы, общаться в чатах, осуществлять покупки и другие действия.
Как и в социальных сетях, сервисах почт и мессенджерах вопросы сохранения пользовательских данных от коммерческого использования крайне актуальны. Так некоторые сервисы используют полученные данные и продают третьим лицам и рекламодателям, чтобы обеспечить персонализированную рекламу товара или услуги, которой пользователь интересовался или даже обсуждал с другими пользователями.
Необходимо учитывать данный вопрос при выборе сервиса, в частности многие мессенджеры предоставляют функцию сквозного шифрования, предполагающую возможность прочтения текста только отправителем и получателем, и предполагают удаление сообщений и другого контента с серверов после отправления.
Многие мессенджеры предоставляют возможность самоуничтожения сообщений после получения их адресатом. Сообщение будет удалено как на устройстве пользователя, так и устройстве получателя, что позволяет обеспечить безопасность переписки и сохранение личных данных.