Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ
Под познавательной активностью детей дошкольного возраста  следует понимать активность, проявляемую в процессе познания. Она выражена в заинтересованном принятии информации, в желании уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении усвоить способ познания и применить его на другом материале.  

   Рассмотрим на примере наиболее эффективные методы, развивающие познавательную активность.

    Представьте себе, что дети рассматривают картинку, на которой изображён строитель со строительным инструментом на фоне строящегося дома. Воспитатель предлагает назвать признаки, по которым дети определили профессию человека. Такой элементарный анализ является необходимой отправной точкой для более сложного причинного анализа, позволяющего рассмотреть причинные связи и зависимости между признаками, выявленными в элементарном анализе. Соответствующий такому анализу синтез помогает ребёнку понять существенные связи и отношения. Так, продолжая рассматривать названную выше картинку, воспитатель предлагает детям подумать, зачем строителю мастерок, который он держит в руке, почему подъёмный кран такой высокий, зачем нужно строить такой большой дом, кого может порадовать работа строителя и т.д. Задумываясь над этими вопросами, дети начинают вникать в сущность явлений, приучаются выявлять внутренние взаимосвязи, как бы видят то, что не изображено на картине, учатся делать самостоятельные выводы. В занятие включаются задания на сравнение по контрасту и по подобию, сходству. Дети могут сравнивать человека и животное (чем похожи, чем отличаются), искусство, быт, игры, пищу разных народов мира, поступки и т.п. Во всех случаях сравнение помогает образованию конкретных, ярких представлений, более эффективным и осознанным становится процесс формирования оценочного отношения к себе и окружающим,  событиям и явлениям социального мира.

    При использовании этого важного методического приёма педагог в каждом конкретном случае должен решить, с какого сравнения начинать - со сравнения по сходству или по контрасту. Естественно, сравнение по контрасту даётся детям легче, чем по подобию. Ребёнок быстро находит ответ на вопрос: «Чем отличается слон от волка?», но ему гораздо сложнее отыскать между ними сходство. Освоенный детьми приём сравнения помогает им выполнить задания на группировку и классификацию. Для того, чтобы группировать, классифицировать предметы, явления, необходимо умение анализировать, обобщать, выделять существенные признаки - всё это способствует осознанному усвоению материала и интереса к нему. Начинать следует с простых заданий: «Разложи картинки на две группы. В одну отбери всё, что нужно для работы повара, а в другую - врача»

   С таким заданием свободно справляются дети 4-5 лет. Усложнение заданий идёт по линии увеличения количества объектов для группировки и по линии усложнения основания для классификации. Например, дошкольникам предлагаются разные предметы или их изображения на картинках: зимняя шапка, панама, зубная щётка, мяч, лыжи, карандаши. Задание: отбери предметы, которые будут нужны девочке зимой, мальчику - летом. Объясни решение. А теперь из этих же предметов выбери те, которые нужны для игры, для того, чтобы быть здоровым, чтобы рассказать о себе.

    Следует обратить внимание на то, что приём  классификации в большей мере способствует  развитию познавательной активности, если он не является  самоцелью, а подчинён какой-то близкой и понятной  ребёнку задаче: отобрать предметы для выставки,
атрибуты для определённой игры, занятия и т.д.

Проявлению самостоятельности, элементов творчества, выдумки способствуют такие виды деятельности, как моделирование и конструирование. Моделирование необходимо при ознакомлении детей с социальным миром.

Детей надо научить составлять план-карту. Это может быть план-карта улицы, дороги в детский сад, план-карта участка детского сада.    

     Дети учатся располагать предметы в пространстве, соотносить их, «читать» карту. Тут полезны задания типа «Составим маршрут предстоящей экскурсии». В конструировании и моделировании пространства можно использовать  мелкий строительный материал, поделки из бумаги, игрушки или предметы-заместители. Метод моделирования и конструирования развивает мышление, воображение и готовит ребёнка к восприятию мира. Повышению познавательной активности способствует сочетание в данном методе словесного объяснения, практической реализации и игровой мотивации.

      В повседневной жизни дети задают взрослым много вопросов. Эти вопросы разнообразны по тематике, глубине, мотивам, по ним можно судить о разнообразии интересов ребенка.

 Может возникнуть мысль, что малышей не нужно специально учить задавать вопросы, они и без того любознательны. Однако, к сожалению, на самих занятиях или по поводу их содержания дети вопросов воспитателю, как правило, не задают. Почему же? Дело, очевидно, в сложившихся стереотипах - на занятии вопросы задаёт воспитатель, а ребёнок лишь отвечает на них. В этом случае воспитатель работает без обратной связи, он не погружает своих воспитанников в ситуацию активной мыслительной деятельности, свободные высказывания детей расцениваются как дисциплинарные нарушения, и, естественно, вскоре у них пропадает интерес к занятию. Установка на «регламентированную активность» сковывает мысль детей, ставит их в позицию исполнителей,

а не активных участников обсуждаемых на занятиях вопросов. Такая недооценка мыслительных возможностей дошкольников, боязнь нарушения могли задавать свои вопросы. Если воспитатель делает это систематически, дети привыкают к такой форме работы и готовы спрашивать и спрашивать. Задача педагога - быстро и разумно реагировать на вопросы: на одни отвечать сразу (тем более, если они касаются сегодняшнего занятия), по поводу других сказать, что это тема следующего занятия и ответ дети получат позже, на третьи - предложить ответить кому-то из детей или поискать ответ в иллюстрациях книги.

      Приучение детей к самостоятельному поиску ответов на свои вопросы совершенно необходимо, особенно будущим школьникам. Важнейшим дидактическим принципом, без применения которого не будет прочного усвоения знаний, является повторение. На конкретном занятии оно может служить оно может служить ведущим методом или методическим приёмом. Формы организации повторения различны. Прямое повторение - от детей требуется умение повторить то, что они усвоили. Например, повторное рассматривание картины, заучивание наизусть стихотворения, повторное чтение художественного произведения, репродуктивные вопросы в беседе. Этот вид повторения не предполагает творческого отношения к усваиваемому материалу. Другое дело - применение знаний в сходной ситуации. Эта форма повторения основана на ассоциативных связях, возникающих при восприятии нового материала, новых объектов, предметов.

 «На что похож этот предмет?», «Какую русскую сказку напоминает вам украинская сказка «Рукавичка?». Или: «На прошлом занятии мы говорили о музыкальных инструментах, на которых играют люди разных стран. Какому народу принадлежит этот музыкальный  инструмент?». Подобные вопросы заставляют детей вспоминать уже известное и соотнести эти знания с новыми. Бывает, что к уже усвоенным знаниям ребёнок возвращается в новой ситуации, когда опираться нужно не на конкретные примеры, а на сформированные ранее обобщения. Например, на предыдущем занятии дети узнали, что зрение у человека и у различных животных имеет свои особенности. Теперь воспитатель предлагает решить задачу, опираясь на имеющиеся знания: «Кто лучше всех может увидеть в темноте; разглядеть что-то с очень большой высоты; прочесть в книге интересный рассказ?» Это так называемое повторение на опосредованном уровне.
     Как показали исследования, хорошие результаты приносят метод экспериментирования и постановка опытов. Они особенно эффективны для повышения познавательной активности детей, используются для ознакомления с живой и неживой природой, с различными техническими устройствами и приборами.  Ценность этих приёмов заключаются в том, что они дают возможность ребёнку самому найти решение, подтверждение или опровержение собственных представлений
 
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
Быть матерью, не испытывая чувства вины, усталости, страха... Возможно ли это? Мы попросили психотерапевта Наталию Кедрову поделиться с нами своим опытом.

Psychologies: Труднее ли современным женщинам справляться со своей материнской ролью, чем поколению их мам и бабушек?

Наталия Кедрова: В некотором смысле – да. Представление о том, что воспитание ребенка – это отдельное искусство, которым в совершенстве должна овладеть каждая мать, возникло сравнительно недавно. В старину детей знати воспитывали няньки и гувернеры, а в малообеспеченной среде ребенок уже к пяти-шести годам считался взрослым. В советское время матери не имели возможности особенно вкладываться в воспитание – для многих важнее было детей одеть-обуть-накормить. Сегодня и материальное, и социальное положение женщины существенно улучшилось – перед нею открылось больше возможностей и перспектив. Однако вместе с безусловными преимуществами возникли и новые проблемы: социум предъявляет к женщине более высокие требования. Нынешние матери вынуждены успевать все сразу: они не могут позволить себе пожертвовать ни карьерой, ни общественной жизнью, но и пересмотреть свои взгляды на материнство – например, признать, что их ребенку может быть хорошо с няней или бабушкой, – им тоже непросто. В результате женщинам приходится разрываться на части, у них возникает ощущение собственного несовершенства – делая десяток дел одновременно, ни в одном из них нельзя достичь идеала. Усложняет ситуацию и культ ребенка. Забота о счастье детей сегодня кажется необходимой и естественной. Матери чувствуют себя обязанными сделать ребенка абсолютно счастливым. В значительной степени это обусловлено популяризацией идей психоанализа, который возводит многие трудности в жизни взрослого человека ко временам его детства и в первую очередь – к проблемам в отношениях с матерью. Но задача вырастить ребенка абсолютно счастливым непосильна. Если мама постоянно старается уберечь его от боли, грусти, душевных переживаний, она лишает его возможности взрослеть, ведь взросление происходит именно в те моменты, когда человек что-то преодолевает в себе или в мире.

У многих матерей в глубине души живет страх, что они недостаточно любят своих детей. Откуда он берется?

Его истоки – в чувстве вины, которое ощущают многие женщины. Раз мой ребенок не совершенно счастлив, значит, я плохо справляюсь со своей ролью, то есть мало его люблю. Ведь если бы я любила его по-настоящему, я бы смогла выполнить свой долг как следует. Если же мама изначально сомневалась в том, стоит ли ей рожать, если она рассталась с отцом ребенка или думает, что материнство помешало ее карьере, чувство вины становится очень сильным, а вместе с ним возникают и сомнения в собственной любви. В этой ситуации малейшие проявления раздражения или усталости, неизбежные при длительном общении с ребенком, воспринимаются мамой как подтверждение собственной неспособности дать сыну или дочери необходимое количество тепла. Однако, как бы ни была велика материнская любовь, у человека есть определенный ресурс сил и внимания, которыми он может поделиться с другими. В том случае, когда мамины силы оказываются на исходе, неизбежно возникает раздражение, в том числе и направленное на детей. Если женщина успеет это вовремя осознать – сама или с помощью кого-то из близких, – чувства вины не возникнет или, во всяком случае, будет не таким острым.

Вероятно, именно поэтому матери так важно уметь разделять заботу о малыше с кем-то еще?

Да. С мужем или партнером, бабушками, другими взрослыми. Не бояться попросить помощи и на время передать заботу о ребенке другим. Это разумно, но не так легко, как кажется. Материнство – область, в которой женщине легче всего самоутвердиться, ощутить себя значимой и незаменимой. И если она по какой-то причине не чувствует, что другие – муж, коллеги, общество в целом – признают ее авторитет, то наверняка воспользуется своим положением матери, чтобы восполнить этот дефицит. Более того, в нас живо убеждение, будто эмоциональная близость с ребенком может быть только у матери. Но это не так: пусть и совсем в другом ключе, но на важные и близкие отношения с ребенком способны отец, бабушка, дед и другие родственники. Общаясь с ними, дети получают возможность почувствовать, как по-разному можно выражать свою любовь и достигать понимания. Или не достигать, но и это очень важный жизненный опыт.

А если мама воспитывает ребенка одна?

Тогда участие других людей становится еще важнее. Одинокая мать вынуждена полагаться лишь на себя. В этой ситуации гораздо больше вероятность сделать ошибку – начать слишком активно участвовать в жизни своего ребенка или, напротив, излишне от него отстраниться. Именно поэтому маме, которая растит детей в одиночестве, особенно необходима поддержка близких. Разделив с ней заботу о ребенке, они могут дать ей бесценную возможность увидеть себя со стороны.

Одинокие мамы чувствует себя виноватыми, что не смогли сохранить семью…

Или не смогли ее создать. И в том, и в другом случае они знают, что их дети лишены чего-то очень важного, а потому часто пытаются компенсировать этот дефицит разными способами: кто-то заваливает сына или дочь дорогими подарками, кто-то старается оградить их от всех жизненных неурядиц. Все это не приносит пользы ребенку, да и мамино чувство вины остается неизменным – в лучшем случае оно на время затихает. Чтобы перестать терзать себя, одинокой маме надо попытаться выстраивать свою жизнь с ребенком, исходя из того, что у них есть, а не того, чего им недостает. Всегда чего-то не хватает: собственного замка, волшебной палочки, доброй феи. Но это вовсе не значит, что мы обречены на вечную обездоленность, – не в силах дать ребенку отца, мать может подарить ему свою любовь, внимание, жизненный опыт и поддержку, а это вовсе не мало.

В отношениях с детьми многим свойственно стремиться к некому абстрактному идеалу материнства. Полезно ли это стремление?

Ни в коем случае. Желая достичь идеала, мы вынуждены отказываться от своих подлинных чувств в угоду расхожим представлениям о том, «как правильно». Например, всем известно, что «идеальная мать» всегда внимательна к своему ребенку, что она в любую минуту готова заняться его делами, а потому, возвращаясь без сил с работы, многие женщины пытаются показать интерес к делам ребенка, поиграть с ним, несмотря на то что это противоречит их желаниям, а зачастую и просто выходит за пределы физических возможностей. Им кажется, что надо взять себя в руки и сделать для ребенка все, полностью забыв о себе, своих потребностях и чувствах. Разумеется, качество такого общения неизбежно оказывается невысоким и не удовлетворяет одну из главных потребностей ребенка – желание понимать и быть понятым. Пытаясь создать мир, в который не проникают грусть, раздражение, усталость, мы создаем лишь искусственное пространство и не позволяем ребенку познать реальность. Ребенок – даже самый маленький – вполне способен понять уставшую маму. Если она постарается объяснить, что с ней происходит, ему будет спокойнее: он поймет, что мамино раздражение – от усталости, а не оттого, что он плохой. Он почувствует свою ценность, потому что мама с ним поделилась. Он узнает, что мама бывает разная, а это значит, что и он тоже может быть разным. Он увидит и ощутит, что негативные эмоции не разрушают людей, что в них нет ничего стыдного. И это понимание окажет ему неоценимую помощь в будущем.

 | Журнал PSYCHOLOGIES, №8 | подготовила Вита Малыгина  | Сентябрь 2006

Источник: http://www.psychologies.ru/roditeli/children/_article/pozvolit-sebe-byt-nesovershennoj/

 

 

Детский портал «СОЛНЫШКО»